Экономика без ростовщичества

Экономика без ростовщичества
03 ноября 2015

В России создана межрелигиозная комиссия по традиционным (партнерским) финансам, сообщает Совет муфтиев России. Сопредседателями комиссии стали представители исламской и православной традиций – первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Рушан-хазрат Аббясов и протоиерей Всеволод Чаплин. Комиссия будет активно взаимодействовать с законодательными органами власти, профильными министерствами и Банком России. 

По мнению верующих, финансовые отношения, основанные на принципах разделения прибыли и рисков, как раз и являются традиционными, а не процентное (ростовщическое) финансирование, которое распространилось по всему миру относительно недавно. На протяжении веков ученые и философы также осуждали процентные кредиты и считали их вредными для экономики. 

Альтернатива процентному финансированию разработана в исламском мире. Услуги в такого рода институтах представляют собой финансирование на основе купли-продажи с наценкой, проектном инвестировании, создании совместных предприятий и т.д. В России уже есть примеры такого рода компаний, но ввиду законодательных ограничений они представлены в небанковском секторе. 

Напомним, игумен Серапион (Митько) в интервью Regions.ru отметил: 

«Христианство запрещает ростовщичество не только в силу метафизических причин, связанных с тем, что человек не вправе распоряжаться будущим, а в силу причин нравственных. Ростовщичество - орудие убийства, и мы не находим в классической литературе ни одного положительного образа ростовщика». 

Год назад протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в Москве на встрече с членами клуба "Русский предприниматель", призвал к дискуссии по поводу того, как сделать российскую экономику более независимой, и предложил подумать над созданием системы православного банкинга. 

"Нам говорят, что известный кризис с падением рубля по отношению к доллару является показателем состояния нашей экономики. А кто это сказал? Мы видим, что экономика России не упала на ту четверть, на которую упал рубль. Это значит, кто-то пытается оценивать нас не по реальному состоянию нашей экономики, а по правилам информационного пузыря, который сначала надувается, потом спускается", - сказал тогда протоиерей. 

"Нас пытаются убедить, - заявил он, - что страна переживает катастрофу, а на самом деле мы видим, что это не так, что оценки, которые даются по правилам, под руководством и на средства внешних центров, оказываются не вполне коррелирующимися с реальностью. Поэтому сразу возникает вопрос: почему мы не можем выработать собственные оценки критериев состояния нашей экономики и ее будущего?" - отметил священник. 

Указав, что мусульмане отказались от ростовщичества, ссудного процента, но при этом "эффективности у исламского банкинга это не убавило", священник предложил подумать над тем, "может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния"; как отказаться от диктата по отношению к отечественной экономике тех глобальных центров, "которые все больше и больше проявляют свою недружественность"; возможно ли максимально отказаться от тех валют и экономических инструментов, "которые связаны с недружественными нам центрами"; можно ли "закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам". «Как бы вы прокомментировали попытку создать в России альтернативу экономике, построенной на ссудном проценте? Под силу ли это нашей стране сейчас, в нынешней непростой обстановке?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Сюжеты: Мнения священнослужителей
 
Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве
29.10.2015 10:10

Поскольку, несмотря на санкции, экономика у нас все равно функционирует как часть западной системы, а российская финансовая система действует по западным образцам и лекалам, то попытка создания финансовой системы на иных принципах, которая могла бы служить образцом в дальнейшем для более широкого применения, довольно интересна, хотя и рискованна. 

Будет ли это результативно, зависит от того, насколько наша элита – правящая и бизнес-элита – возымеет желание быть настолько нравственно ответственной. А то ведь у нас общим методом получения прибыли до недавнего времени были вороватость и гедонизм этой самой элиты. Можно по пальцам пересчитать министров, которые могли бы служить образцом бескорыстия. Вот нынешний министр обороны выглядит в этом смысле положительно по сравнению с предыдущим. Так что, как известно, кадры решают все. И если у нас кадры будут способны на положительные перемены, тогда новая система окажется жизнеспособна.
 
Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской
29.10.2015 10:07

Что ростовщичество это бич и безобразие – факт. Что рубль привязан к доллару - безумие. Что ведутся спекулятивные биржевые махинации с валютой, на которые кто-то наживает миллиарды, тоже нельзя отрицать. Так что если будет предложена какая-то альтернатива, это очень хорошо, только она должна быть не какая попало, а мощная и национально ориентированная, потому что любая альтернатива ростовщическому, хищническому капиталу встретит страшное сопротивление. 

Если она будет поддержана большинством населения, тогда удержится на плаву. Но ее могут перекупить или задушить. Поэтому этот вопрос, конечно, нужно обсуждать со специалистами, которым известны детали, опасности и подводные камни - чтобы система была прочной, работоспособной и устойчивой.
 
Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области
29.10.2015 10:04

Попытки исправить положение всегда имеют смысл. Конечно, я бы приветствовал изменения основополагающих для экономики принципов, как это предлагается. Жаль только, что от разговоров (очень разумных и правильных) мы никуда не уходим. 

Это неудивительно – в Конституции мы закрепили много статей, которые не позволяют нам самостоятельно, в отрыве от мировой долларовой ростовщической системы решать вопросы, связанные с нашим будущим и настоящим. Но в любом случае появление таких идей - здорово и правильно. 

Нужно надеяться, что когда-нибудь будет подготовлена хорошая научная база и экономически обоснованные модели, они смогут заработать и показать всему миру совершенно другую систему экономики, принципы обустройства общества и государства, которых достойна наша огромная, великая страна.
 
Протоиерей Алексий Кульберг

настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии
29.10.2015 10:01

Конечно, я бы очень хотел, чтобы в нашей стране были беспроцентные кредиты, кассы взаимопомощи. Чтобы, руководствуясь традициями, религиозными принципами, мы строили финансовую, бытовую, культурную жизнь в стране. Я бы очень хотел, чтобы в законодательстве возобладали религиозные принципы, наши соотечественники отказались от абортов, массовой торговли алкоголем, его рекламы, чтобы были созданы препятствия деятельности многочисленных публичных домов…. 

Но реалии таковы, что это может произойти только Божьим чудом, схожим, например, с присоединением Крыма к России, о котором еще пять лет назад никто и помыслить не мог. Не видя пока перспектив для принятия подобных законов, и тем более для их воплощения, как верующий я все же сохраняю надежду: это когда-нибудь случится. 

Сегодняшняя же ситуация свидетельствует об обратном, и проценты по кредитам, которые платят наши соотечественники, на порядок превосходят те, что платят в Европе, в Америке, других странах.
 
Игумен Агафангел (Белых)

настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)
29.10.2015 09:50

Прежде всего, мне хочется призвать всех уйти от этого определения - «православный» - за пределами собственно веры. «Православный банкинг», что–то еще… Чем меньше мы будем называть то или иное явление нашей жизни «православным», тем проще нам будет жить дальше, потому что мы забываем: «православный» – это лишь определение к слову «христианин», не более того. У нас сейчас, кажется, забыли, что православие должно иметь связь с христианством, и уже пытаются приложить его к чему угодно: к сфере экономических отношений, к искусству, политике. 

Что касается предложения подумать над созданием собственной системы банкинга, мне кажется, ничего плохого в этом нет. Исламский опыт нам показывает, что такая система жизнеспособна, так почему бы не развивать альтернативную сферу банковских услуг? - но без всякой связи с православием и христианством. Мы не единственные в мире, невозможно объективно оценивать собственную экономику без сравнения с другими странами. Если мы начнем сравнивать нас с нами же самими, ничего хорошего не получится. 

Нужно смотреть на вещи объективно. Но, думаю, у такой системы есть будущее. К тому же в нашей стране с экономикой все не так уж плохо, как это может показаться.
 
Иерей Святослав Шевченко

клирик кафедрального собора Благовещенска
29.10.2015 09:47

На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом. Иногда я сам пытаюсь браться за все занятия – начинаю класть плитку, ремонтировать сантехнику, пробую себя в роли электрика. Признаться, из этого мало что получается – я не специалист ни в одной из этих сфер деятельности. 

Чтобы механизмы российской экономической системы работали эффективно, заниматься этим должны профессионалы. А религиозные организации могли бы дать происходящему духовно-нравственную оценку, посмотрев на экономику через призму традиционных ценностей. 

Вообще «архитектура» экономики, ее структурирование – не то, чем занимается Церковь. Если отдельным священникам это интересно - пожалуйста, но основные задачи у Церкви, конечно же, другие. Христианству было всегда чужды рассуждения о материальном, например, экономике, а сегодня почему-то к этому пытаются приковать наше внимание. 

И еще в последнее время участились дискуссии о «православности» каких-то вещей. Например, из статей некоторых священнослужителей я с удивлением узнал, что чипсы, еда в «Макдональдсе» - «неправославно». Определение «православный» пытаются прилепить уже ко всему, чему угодно.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии
29.10.2015 09:41

Создается возможность альтернативного финансирования, но из этого не следует, что другая система будет уничтожена. Я, кстати, не думаю, что система кредита как-то противоречит христианскому учению. Может, противоречит исламу - в этом я не силен. А христианству точно нет. 

В Евангелии есть притча о талантах, где хозяин требует ссудный процент на деньги, которые он вручил своим слугам. И осуждение лихвы в христианском контексте - это осуждение грабительского процента, когда плата за кредит превышает общепринятые нормы. Что и существует в некоторых странах и наказывается уголовным кодексом. В России такого нет, а в США можно попасть в тюрьму за злоупотребление ссудным процентом. 

Мусульмане и христиане предлагают альтернативную финансовую систему, Господь им в помощь. Посмотрим теперь, какая будет эффективнее.
 
Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края
29.10.2015 09:39

Во всех мусульманских странах существуют мусульманские банки, которые работают без ссудного процента. Если этот опыт получится применить у нас в России, будет очень хорошо. 

Чем раньше мы начнем это делать, тем легче нам потом будет. Необходимо начинать сейчас, невзирая на нынешние экономические трудности. Я знаю, что в Германии исламские ученые как-то нашли компромисс, так что если взять опыт мусульманских банковских систем, все получится. 

У нас в России этот вопрос назрел давно, были отдельные попытки реализовать такую систему, но только сейчас подошли вплотную. И этот вопрос необходимо решать, не откладывая в долгий ящик.
 
Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии
29.10.2015 09:35

Это не альтернативная экономическая система, а система банкинга. Так что всю банковскую систему менять не надо. У исламского банкинга есть своя специфика, его можно адаптировать к российскому банкингу. О смене системы российской экономики речь не идет. Можно использовать в качестве опыта исламскую систему, привлекать инвестиции из арабских стран, я в этом ничего плохого не вижу. 

И создавать эту систему будут не религиозные организации, - они могут только оказать содействие в том, чтобы система работала. На эту тему было уже несколько семинаров в Казани, множество консультаций. Так что работа ведется не первый год в России, почва готовилась давно. Поэтому, надеюсь, работать система начнет успешно.
 
Семен Лившиц

Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом"
29.10.2015 09:27

За счет ссудного процента существует вся банковская система. Как отказаться от этого, и сможет ли после этого существовать финансовая система, сказать сложно. 

В средние века христиане не могли давать деньги под процент. Христианская религия запрещала это делать. В результате экономика стран Западной Европы не развивалась. Деньгами под процент ссужали богатые евреи - именно они финансировали сильных мира сего – правителей, королей. Потом появились банки. 

Сейчас, конечно, российская экономика по ряду причин находится в тяжелом положении. Россия пытается выйти из него, налаживая отношения с Китаем, другими странами Азии. Где-то это удается, где-то - не очень, но отделиться от Европы полностью, думаю, невозможно. Через какое-то время все вернется на круги своя. 

А создать православную финансовую структуру - мне кажется, задача нереальная. В том, что касается финансов, важны стабильность, консерватизм, а не резкие скачки и фантазии. Мы знаем, что советской власти, в конце концов, пришлось отказаться от плановой системы и перейти на либеральные методы экономики, существующие во всем мире. Кстати, Владимир Путин на последнем валдайском форуме сказал, что Россия не отказывается от либерального развития пути экономики. Я не уверен, что нужен еще один путь, который предлагает Русская Православная Церковь.
 
Алексей Гришин

Член Общественной палаты РФ (2011-2014гг.), президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество»
29.10.2015 09:26

Ни о какой замене действующей системы экономики и экономических взаимоотношений в рамках государства речи не идет. Скорее речь о необходимости установления постоянного финансирования религиозных организаций, потому что в условиях законодательного разделения государства и религии последняя вынуждена заниматься самофинансированием для своего функционирования. Так что первая задача создания такой системы – это поиск приемлемых элементов для финансирования религиозных организаций. 

Только непонятно, почему потребовалось объединение Русской Православной Церкви и только одной из многих религиозных мусульманских организаций. Совет муфтиев России объединяет только 15% мусульман. А как же мусульманские организации Татарстана, Северного Кавказа, Башкирии и многие другие? Может, у них есть аргументы против создания такой комиссии? 

Второй важный момент: когда религия отделена от государства, как организовать взаимодействие Церкви и государства по вопросам финансирования, как урегулировать пенсионную систему? Например, священники, всю жизнь проработавшие и платившие взносы в Пенсионный фонд, должны получать пенсию. Эти вопросы сейчас начали регулировать, но надо довести до конца. Сюда же относятся многие вопросы, связанные с оплатой коммунальных услуг. Для всего этого необходимо выработать общую позицию всех основных религиозных организаций, с которой они взаимодействовали бы с государством. 

А просто для финансирования объединение усилий не нужно, потому что оно строится по разным принципам. В каких-то религиях разрешен ссудный процент, где-то нет, какие-то религии допускают ведение определенных видов деятельности, другие – нет: так, торговать спиртными напитками Русская Православная Церковь могла, например, а для ислама это категорически неприемлемо. 

Еще у нас большая проблема с реституцией, потому что объекты, подлежащие реституции, очень часто заняты другими учреждениями, которые надо куда-то перемещать, или они вообще у третьих собственников, которые не хотят с ними расставаться. Еще один серьезный момент: многие памятники истории и культуры находятся в распоряжении религиозных организаций. 

Так что создание этой комиссии направлено, прежде всего, на решение этих вопросов. И хорошо бы к этой комиссии присоединиться иудейским и буддийским организациям, потому что у них цели сходны.

Вернуться к новостям
 
 
 
Ваш город - Москва,
угадали?
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии