31 Янаваря. Неискусные не должны браться за толкование слова Божия

31 Янаваря. Неискусные не должны браться за толкование слова Божия
31 января 2019

(Из слова от Патерика, яко добро есть трудитися монахом)

Любители чтения Священного Писания часто, нисколько не стесняясь, берутся за толкование оного. Вам, братие, я бы этого не советовал. Слово Божие заключает в себе много сразу не совсем понятного, таинственного, преобразовательного, загадочного, и толковать оное немногие даже из святых Отцов брались. Кто же берется за это дело из неученых и ради только тщеславия, тот тяжко грешит и очень жалок.

 

Один монах, прочитав в Писании выражение: не делайте брашна гиблющаго, т.?е. старайтесь не о пище тленной (Ин. 6, 27), вообразил, что по смыслу этих слов человеку нужно жить, как ангелу бесплотному, и о снискании пищи заботиться и вообще заниматься трудом телесным грех. Надобно знать, что сии слова Господа Иисуса сказаны Им по поводу чудесного насыщения Им пятью хлебами многочисленного народа. Накормленный народ на другой день после этого чуда искал Иисуса, желая повторения того же чуда. И вот Господь вразумляет желавших этого, чтобы они не ожидали от Него в другой раз пищи тленной, какая дарована им чудесно вчера, а заботились о пище нетленной, т.?е. о таинственном соединении с Ним, которое Он устроит для всех в таинстве Тела и Крови Своей. Этого инок не понял. Также неправильно он понимал и замечание Марфе Спасителя: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе и проч. (Лк. 10,40. Придя раз к преподобному Силуану в гору Синайскую и увидав учеников его работавшими, он вздумал свое неразумное понимание вышеприведенных слов Свящ. Писания сообщить преподобному и его ученикам и сказал им, что работать, по слову Божию, якобы грех: не делайте брашна гиблющаго; Мария бо благую часть избра. Другой кто, может быть, и поверил бы его неразумному толкованию, но преподобный Силуан был человек мудрый и к тому же благодатью Божиею просвещенный. Он понял всю нелепость толкования и непризванного учителя скоро вразумил. Обратившись к ученику своему Захарии, он сказал: «Отведи гостя в пустую комнату». Тот отвел. Прошло после этого немного времени, и иноки сели обедать. Затворенный гость чрез окно видел это и все думал: «Вот сейчас позовут и меня». Однако никто не звал. Мучимый голодом, он наконец не вытерпел. Вышедши из келлии, он подошел к преподобному и сказал: «Что вы, отче, ныне ели или нет?» «Ели», — отвечал старец. «Что ж вы меня не позвали?» — продолжал гость. Силуан сказал: «Да зачем же звать тебя? Ты человек духовный и пищи не требуешь; мы же плотяны и есть хотим и ради этого вот и работаем. А ты ведь к тому же сам про себя говоришь, что благую часть избрал. Ну так читай книги и сыт будешь словами духовными». Пристыженный гость, к счастью, тут понял свое неразумное толкование и бросился старцу в ноги. Старец, разумеется, простил его, заметив: «Не забывай, что и от телесного труда есть польза. Ведь и Мария ради Марфы похвалена была на вечери».

Итак, братие, по отношению к толкованию слова Божия будьте осторожны. Читайте оное, поучайтесь в нем, вникайте в толкование на оное Отцев святых и духовных пастырей, но чтобы думать, что сами вы можете лучше других толковать оное и свои собственные произвольные толкования навязывать другим, спаси вас от этого Господь. И поумнее, и в тысячу раз поученее нас были Арий, Македонии, Несторий, Евтихий и подобные им, а чрез произвольное толкование слова Божия до чего дошли? Сколько душ погубили? Сами знаете. Так снова повторяю, по отношению к толкованию слова Божия осторожны будьте. Аминь.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен, чтобы каждый день читать Священное Писание, жития, поучения, прововеди и толкования из рубрики "Христианское чтение на каждый день года".

Вернуться к новостям
Товары к этой новости
Ваш город - Москва,
угадали?
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии